Жалость или прагматизм?

Ошибка в ответе на вопрос: “Жалость или прагматизм?”, — может стоить руководителю всей компании. (А. Шаккар)

В условиях непреходящего кризиса, когда один экономический кризис плавно сменяется следующим, перед руководителями предприятий, компаний постоянно стоит дилемма — забить на человеколюбие, убив в себе жалость, или сохранить человечность и терять деньги. При этом многие забывают, что жалость и человеколюбие — отнюдь не синонимы. Эти понятия, хотя и схожи во внешнем проявлении, но совершенно разные.

Наверняка многие встречались в своей жизни с различными вариантами древней притчи:

Бедняк пришел к богатому человеку и попросил у него еды, на что тот дал ему удочку. Бедняк возмутился:
− Зачем мне удочка? Мне нужна еда!
Тогда богач ответил:
− Если я дам тебе еды, ты всё равно умрёшь от голода. А если научу рыбачить, то ты всегда будешь сыт.

Вот это было проявление человеколюбия, человечности. Из жалости богач просто накормил бы голодного и не затруднял себя его обучением рыбалке. Но у нас в стране, видимо, в силу подспудно укоренившейся за много веков православия ментальности, большинство ориентируется на библейского Христа, раздававшего рыбу…

Ориентируются не только “голодные” — в рамках этого термина я сейчас имею в виду рабочий коллектив, т. е. подчинённых. Немало “сытых” — владельцев бизнеса, директоров компаний если и умудрились не пройти данный этап раньше, проходят его сейчас. В чём это чаще всего выражается?

Как правило, сотрудник перестал справляться со своими обязанностями или же стал откровенно филонить. Нормальная практика — поговорить с человеком, выяснить причины. Обычно беседы бывает достаточно и работник берётся за ум. Но не всегда. Или же ненадолго. По идее, нужно избавляться от такого сотрудника. И тут могут всплыть жалостливые чувства: у человека семья, дети учатся, на попечении старенькие больные родители и прочее. Знакомая ситуация?

Конечно. Особенно для руководителей советской и постсоветской формации. А также для тех, чей бизнес основывался на дружбе или семейственности — рано или поздно, но такой человек, найдётся. На это явление обратил внимание ещё Джон Дэвисон Рокфеллер, сказав своё знаменитое: “Дружба, основанная на бизнесе, значительно лучше бизнеса, основанного на дружбе”. Итак…

Как сохранить человечность, убрав жалость и став прагматиком

  1. Очень хорошо, когда коллектив дружный. Но такое возможно лишь в только что запускающихся проектах, создаваемых единомышленниками, с небольшим количеством сотрудников. И это не гарантирует успеха. В устоявшихся компаниях, если вы не хотите превращения активов в пассивы, на первом месте должна стоять задача зарабатывания денег. Всё остальное: отношения в коллективе, дружба и т. п. — потом.

    То есть в приоритете профессионализм, а затем уже человеческие качества подчинённых. И если человек не хочет работать — освобождайтесь от такого человека. В советское время была хорошая поговорка: “Не умеешь — научим, не хочешь — заставим”. Но заставить (мотивировать тем или иным образом) можно только того, кто в принципе готов работать. Ну, а если человек ни в какую? Не кнутом же его бить. Кроме того, такое поведение заразно. Увольняйте.

    Другое дело, когда сотрудник перестал справляться с обязанностями по состоянию здоровья или из-за ставшей недостаточной квалификации. Вот и проявите человеколюбие — организуйте курсы, помогите с лечением.

  2. Ваша компания — не ваша семья. Даже если это ваше детище, выпестованное с нуля — это не ваш ребёнок. Да, если ребёнок недееспособен, ему нужна забота, иногда — на всю его жизнь. Если же болеет ваше дело, нужно выяснить, как ему помочь и можно ли помочь. Если нет, от такого бизнеса нужно избавляться.

Можно ещё много и долго говорить, хотя на самом деле всё просто: оставляйте только то, что работает, что не работает — без лишних сантиментов отсекайте. В конце концов, всегда есть благотворительность, если уж вы не смогли увидеть, как проявить свою человечность с пользой для дела.

Если же готовы научиться прагматизму с человеческим лицом, обращайтесь. Это не голословное заявление. Я сама прошла через всё это, смогу помочь и вам.


Плюсануть
Законтачить
Класснуть
Запинить
Похожие сообщения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *