Коллектив — это ещё не команда

Все хозяйственные операции можно в конечном счёте свести к обозначению тремя словами: ЛЮДИ, ПРОДУКТЫ, ПРИБЫЛЬ. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать. (Л. Э. Якокка)

Чем отличается коллектив от команды

Всегда помните, что коллектив — это ещё не команда. Командная работа — это совместная связная деятельность различных, взаимодополняющих друг друга индивидуальностей, направленная на достижение единой цели. Команда не может быть большой! 20 человек — это, пожалуй, максимум.

Создание команды крайне желательно и вполне достижимо для малого и среднего бизнеса. Даже взаимозаменяемость зачастую возможна, и во многих небольших компаниях с успехом практикуется.

Коллектив, разумеется, также состоит из индивидуальностей. Коллектив может быть как очень маленьким, так и очень большим. И хотя коллектив — это стандартная форма любой организации, всё же понятие “трудовой коллектив” ближе к крупному бизнесу — корпорациям, заводам, фабрикам, предприятиям с большим количеством служащих.

При этом каждый член коллектива — это, скорее, один из винтиков в слаженном (или не очень) механизме. Авиатехник может ничего не знать о начисляющем ему зарплату бухгалтере авиапредприятия. И заменить одного другим невозможно. И цели у служащих совершенно различны: авиатехник должен выдать в рейс исправный самолёт, бухгалтер — правильно начислить заработную плату, учтя все вычеты и надбавки.

Руководитель же должен обеспечить и выплату зарплаты, и своевременную закупку запчастей или отправку в ремонт, и оплату авиатоплива и ещё много-много чего. И… и в случае форс-мажора вся ответственность на руководителе.

В большом бизнесе действуют несколько иные законы. Но и здесь возможно создание команды — это должно быть некое руководящее звено, отвечающее за “здоровье” всей организации.

Однако этап, когда реально превращение коллектива в команду — это следующий этап. Сперва заработайте достаточное количество средств, чтобы и бизнес держать на плаву, и оплачивать работу специалистов.

Как построить команду в коллективе и зачем

КомандаЕсли вы ждёте, что речь пойдёт о набивших оскомину корпоративных выездах на природу, играх, командообразующих тренингах и прочее — вы ошиблись. Слава богу благодаря кризису непозволительная роскошь развлекать персонал, отвлекая его или от работы, или от семьи, отходит в прошлое.

Командные тренинги, в принципе, дело хорошее и нужное. Но вовсе необязательно для их прохождения отрывать сотрудников от работы на несколько дней. Для формирования команды из подобранных людей руководителю, совместно с этими специалистами, вполне достаточно прямо на рабочем месте, без отрыва от непосредственной деятельности, пройти 5-7 коуч-сессий длительностью 1,5-3 часа каждая.

Итак, как же происходит формирование эффективных команд и для чего?

  1. Смена стиля управления. Пожалуй, наиболее трудный этап для руководителей, т. к. большинству из них приходится отвыкать от мысли, что их мнение самое важное. То есть управление становится не привычным директивным, а наставническим, экспертным. Основная задача руководителя — стратегически направлять работу команды, приучая сотрудников свободно высказывать своё мнение, не боясь возможного наказания или осмеяния.
     
  2. Совещания, планёрки, собрания (или какая-то их часть) должны стать ареной совместных обсуждений, а не только (и не столько) отчётов о проделанном. Основная цель — дать возможность сотрудникам раскрыться друг перед другом. Ведь у каждого могут быть какие-то свои идеи, личные амбиции, мотивы. Так формируется внутрикомандное доверие и постепенно начинают распознаваться неэффективные формы поведения. А руководитель должен учиться видеть и слышать. Все должны учиться быть честными и перед собой, и друг перед другом.

    Этот этап чреват спадом сроков и качества. Однако, если руководителю хватит воли и терпения на данном переходном периоде, всё с лихвой окупится.

  3. Достигнув атмосферы доверия, важно научить сотрудников самостоятельному принятию решений и несению ответственности за них.

    На этом этапе, как правило, происходит перераспределение ролей, начинают проявляться интеллектуальные лидеры. Люди слушают не того, кто громче кричит, а того, у кого интересные мысли и нетривиальные решения.

  4. Бинго. Команда начинает ценить самое себя, каждого своего члена, уважать руководителя. Принадлежность к команде, группе, становится ценностью, вызывая желание лучше работать.

Ну, а для чего же нужно формирование эффективных команд? Цель формирования команды — выработка коммуникативной компетентности сотрудников — членов команды — для участия в решении наиболее важных и сложных задач.

По своему опыту могу сказать, что практически любой коллектив можно превратить в команду. Условие одно — полное включение руководителя в этот процесс. Включение и смелость. Для изменений всегда нужна смелость.


Плюсануть
Законтачить
Класснуть
Запинить
Похожие сообщения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *